Выбор шатунов для спортивного двигателя
При сборке тюнингового вазовского двигателя немало внимания надо уделить шатунам. Неопытные конструкторы видят только основную массу шатуна и, исходя из этого, ведут свои расчеты. Но это в корне неверно. Подбирая шатуны нужно учитывать их массу, и еще следить за тем, чтобы масса верхней головки была идентична у всех, такая же ситуация и с нижними головками.
Шатуны, которые идеально подобрали, дают равномерное распределение нагрузки и одинаковую инерцию. Еще если масса головок шатунов будет одинаковой, то это даст уменьшение нагрузки на шейки коленчатого вала.
Кроме вышеупомянутых аспектов, которых надо придерживаться при выборе шатунов, нужно еще не обделить вниманием соосность отверстий в шатунах. Ведь нередки случаи, когда даже на новых шатунах не совпадает соосность отверстий, и их необходимо дорабатывать.
Тюинговые шатуны имеют свои отличия от стоковых, которые состоят в уменьшенной массе и увеличенной жесткости. Шатунов есть много разновидностей, отличия друг от друга которых состоят в профиле. В нашей стране распространение получили «I» и «H» образные шатуны.
В стоковых вазовских моторах, когда режим использования не предполагает высоких оборотов используют обычные «I». В доработанных двигателях, которые заточены под высокие обороты, больше 7-8 тысяч, лучше использовать шатуны «H». Эти шатуны намного жестче, чем стоковые, что дает минимальные механические потери когда двигатель работает на предельно высоких оборотах.
Как известно, поршни на высоких оборотах (7-8 тысяч) начинают довольно сильно раскачиваться из-за деформации шатунов. Шатуны «H», по сравнению со стандартными, очень устойчивы к деформации благодаря своей конструкции. Как следствие, идет уменьшение механических потерь, и нет уменьшения мощности.
При постройке спортивных моторов на базе вазовских, считают основным правилом рассчитать длину шатуна к ходу кривошипного механизма. Но перед тем, как высчитывать этот таинственный параметр нужно понять одну простую вещь, блок кардинально не изменить, размеры строго ограничены самой конструкцией блока, он же не резиновый. Все знают, что от длины шатуна зависит R/S. А с ростом R/S уменьшается, в пропорции, перекладка самих поршней. Многие еще часто забывают, при удлинении шатуна естественно идет увеличение его массы, а чем больше масса, тем выше нагрузки инерции.