Турбояма двигателя. Почему она появляется и как от нее избавиться?

Нажимая на педаль газа, ждешь мгновенной реакции двигателя. В случае когда ускорение задерживается, это говорит об эффекте турбоямы (турбо-лага). При наборе двигателем оборотов происходит провал. Это проблема турбинных моторов. Причем столкнуться с ней может как владелец авто с бензиновым двигателем, так и хозяин дизельной машины.

Постараемся разобраться, почему возникает турбояма, к чему это явление может привести и как от него избавиться.

Чем больше топлива, тем выше мощность двигателя. Это утверждение справедливо только при поступлении достаточного количества кислорода. Иначе топливо не будет сгорать полностью, что приведет к обратному эффекту, понижению мощности. Турбокомпрессор создан именно для обеспечения доставки кислорода.

Он состоит из двух надетых на вал колес с лопастями. Каждое из них помещено в отдельный корпус. Выхлопные газы из двигателя попадают на одно из колес, приводя его в движение. Так как колеса взаимосвязаны благодаря общему валу, начинает вращаться и второе из них, захватывая воздух и направляя его в цилиндры мотора.

С базовыми знаниями строения турбоконпрессора проще будет понять, как происходит турбо-лаг. Турбина может разгоняться до скорости вращения выше 150 тысяч оборотов в минуту. Чем больше объем выхлопных газов, попадающих на колесо турбины, тем выше ее обороты, и соответственно больше объем атмосферного воздуха попадает в двигатель. Чтобы этого избежать, предусмотрен перепускной клапан, который понижает давление выхлопных газов, таким образом, спасает мотор. Но остается побочный эффект турбоямы.

Возникает это явление так. При невысокой скорости двигатель работает на малых оборотах. При необходимости резко увеличить скорость, например, для обгона, водитель не получает эффекта от нажатия на педаль газа. Это возник турбо-лаг. Резко нажимаем на педаль газа, а мотор не спешит увеличивать обороты. Такая ситуация может быть очень опасной. Ведь необходимый маневр совершить не удается.

Нажатие на педаль вызывает подачу топлива в цилиндры. Только после его сгорания, полученный в результате этого газ поступает в турбокомпрессор, увеличивая скорость поступления кислорода в двигатель. После этого увеличивается скорость.

Для того чтобы решить проблему турбоям, не нужно менять турбину. Это недешевое удовольствие. Достаточно внести кое-какие изменения в работу мотора. Понадобятся коррективы настроек электронного оборудования. Это так называемый чип-тюнинг, доступный как для авто с дизелем, так и с бензиновым мотором. Без профессиональной помощи тут не обойтись. Поэтому придется раскошелиться.

Но это не единственный способ избавления от турбоямы. Есть вариант, который дешевле и одновременно результативнее. К датчику топлива подключается пауэр-бокс, который регулирует работу двигателя в зависимости от полученных сигналов. В качестве приятного бонуса, получаемого вместе с установкой пауэр-бокса, экономия топлива и относительная простота настройки под индивидуальные потребности.

Среди идей для предотвращения эффекта турбоямы также инженерные решения. Для обеспечения возможности резкого повышения скорости можно установить дополнительную турбину, механическую, или дополнительный компрессор для получения кислорода. Еще один вариант – замена турбины на модель с изменяемой геометрией. Принцип ее работы прост. При неизменной объеме потока отработанных газов сила их давления на лопасти колеса турбины возрастает. Соответственно, объем поступающего кислорода увеличивается, и авто разгоняется. Происходит это за счет изменения положения направляющих элементов в турбине путем уменьшения расстояния между ними. Объем выхлопных газов еще не стал больше, но площадь их проникновения уменьшилась. Таким образом, увеличилось давление.

Вывод. Турбояма – несложная задача с множеством решений.

Возврат к списку