Прирезка седел

Операция, выполняющаяся во время полной или частичной замены седел или клапанов, называется прирезка седел. Использующийся для такого процесса инструмент может иметь разное название – шарошка, развертка, зенкер или зенковка, но при этом является одним и тем же предметом для выполнения озвученной функции. Сам процесс не должен вызвать трудности, хоть и является достаточно ответственным занятием при ремонте мотора автомобиля.

Одной из важнейших сторон прирезки станет выдерживание необходимых углов, которые описаны в руководстве по эксплуатации. Наиболее обязательным по строгости выполнения принято считать угол фаски. Для «вазовских» двигателей он составляет сорок пять градусов.

Минимальный набор инструмента включает в себя направляющую и по одной зенковке на выпускной и впускной клапан. Но практика и опыт показывает, что в большинстве случаев он практически полностью бесполезен. Это связано с тем, что дорабатывая седло клапана, коническая поверхность вырастает, а сама фаска, соответственно, увеличивается. Поэтому обрабатывая гнезда, необходимо придерживаться строгого поэтапного рисунка.

Оптимальное количество зенковок в инструментальном наборе должно составлять шесть штук: по три для каждого из двух типов клапанов. Они могут быть сделаны из твердых, сплавленных пластин или представлять собой цельную быстрорежущую сталь. В некоторых регионах первый вариант может достигать стоимость до 1300 рублей.

Еще одна важная особенность процесса – нужно следить, чтобы поверхность фаски была соосна относительно управляющей втулки. Поэтому комплект зенковок дополняется направляющей. В простых ситуациях она может являться классическим шпинделем. На начальном этапе проводимых работ инструмент одевается сверху направляющей и фиксируется привычным для автолюбителя способом, например, с помощью шпонки. Конец самой направляющей надо смазать маслом, после чего вставить во втулку. Таким образом, она будет легко скользить. Это возможно вызовет неудобства во время процесса, но вполне допустимо, особенно если ремонту подлежит только собственный двигатель.

Усложненной версией рабочего процесса станет непосредственное закрепление направляющей в неподвижном состоянии. В этом случае вращение фрезе придает рукоять используемая отдельно. Стоит отметить, что в данной ситуации направляющая может иметь разный диаметр при идентичности размеров всех используемых фрез. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что импортный набор с универсальными функциями достигает стоимости в несколько сотен долларов (иногда до $1000).

Сам процесс следует производить, руководствуясь следующими шагами: фаска седла обрабатывается зенковкой с углом в 45 градусов до получения аккуратной конусной поверхности с исключением наличия черноты и дефектов, затем применяется инструмент с наклоном в 75 градусов, а потом – 20 градусов. В результате работ фаска уменьшается до ширины от 1 до 1.5 миллиметра.

Возврат к списку